Пациенты, которые приходят на консультацию перед операцией по пластике носа, часто не могут сформулировать свои желания. Скорее они готовы говорить о том, чего они не хотят, что их расстраивает во внешности и, особенно, в форме носа - его величина, искривление, горбинка, курносость, низкая переносица и т.д.
Описать же тот нос, который им бы казался идеальным, могут не все. Да и будет ли он идеальным, если все сделать по желанию пациента, вот ведь вопрос!
Красота - понятие действительно строго индивидуальное и в то же время легко узнаваемое.
Красивое, гармоничное лицо ни с чем не спутаешь, но оно не всегда является суммой совершенных черт. Чаще красоту, обаяние, привлекательность создают не достоинства отдельных частей лица, а гармония черт в целом.
При этом определить суть гармонии достаточно просто, это - соотношение, пропорции, которые позволяют пластическому хирургу перед ринопластикой понять, где форма или размеры носа выходят за границы нормы.
Если пациент недоволен носом, мало обещать ему сделать другой - лучше и красивее, надо понять, какой нос на этом лице будет соответствовать остальным чертам, что нужно изменить, чтобы достичь той самой совершенной гармонии. И достижима ли она?!
Первое недовольство, с которым хирургу обычно приходится сталкиваться, это асимметрия частей лица. Надо сказать, что полной симметрии в природе не бывает, и лицо, как все живое, находится в движении постоянно, поэтому только в случае явного, видимого нарушения симметрии можно вести речь о ринопластике, изменении пропорций лица.
И даже идеального соотношения пропорций, единого для всех не существует - при этнических, половых различиях трудно говорить о том, что нос представителя негроидной расы надо доводить до европейских стандартов, а женский нос формировать на мужском лице...
Итак, первое, это соответствие общему облику и гендерной принадлежности.
Далее перед ринопластикой с пациентом разговор идет о том, насколько действительно нарушены черты лица, а где он просто видит себя неверно, под другим ракурсом, чем все остальные люди, его окружающие.
Ведь на самом деле ни один из нас неспособен оценить нос во всех его ракурсах, в отношении к профилю, анфас, в три четверти оборота...
Нос, я вам скажу, самая трудноуловимая форма человеческого лица, самая изменчивая, находящаяся в жесткой зависимости от угла зрения.
Поэтому перед ринопластикой так важно обсудить с пациентом его фотографии, где он запечатлен в разных видах, чтобы понять, как он сам оценивает форму своего носа и какова она на самом деле.
Есть четкие понятия пропорций, которые считаются классическими.
Приведу некоторые из них:
- длина носа должна быть равна расстоянию между точкой соединения губ и нижней точкой подбородка;
- основание носа (нижняя, самая широкая его часть) должна быть равна расстоянию между внутренними уголками глаз;
или вот математически выверенное:
- проекция кончика носа равна 0,67 сотых длины носа!
Да, можно сделать вот такой идеальный нос, но будет ли он подходить лицу своего хозяина?
Поэтому мы перед ринопластикой обсуждаем детали с пациентом, потом проводим компьютерное моделирование ринопластики, чтобы, что называется "посадить" нос на его место.
Вот тут, в эти минуты и становится ясно, что ринопластика по сравнению с другими операциями в области лица требует более глубоких знаний анатомии, пластической хирургии, трезвого расчета и. в то же время, развитого эстетического чувства.
Только осознание законов пропорций, проверенные собственным опытом методы измерений и сопоставлений, эстетическое понимание гармонии позволяют опытным хирургам в предоперационный консультативный период правильно определить задачу, спланировать операцию и найти взаимопонимание с пациентом.